Нет памяти без грусти. Астор Пьяццолла.

11 марта 1921 года в семье эмигрантов Асунты Маннетти и Висенте Пьяццоллы родился сын, мальчика назвали Астор Панталеон Пьяццолла. Аргентинский курорт Мар дель Плато стал родиной будущего композитора. Отец с женой и четырёхлетним сыном переезжают в Нью-Йорк, где семья устраивается в бедном районе Манхеттена, в окружении таких же эмигрантов, как и они. Подрастая, маленький Астор учится зарабатывать деньги, помогая в соседней синагоге и вслушиваясь в оригинальные напевы еврейской музыки, при этом успевает участвовать в полукриминальной жизни «маленькой Италии». От настоящих проблем с законом мальчика спасает отец: Висенте покупает восьмилетнему Астору первый в его жизни бандонеон, с которым тот уже не расстанется до конца жизни. Великая депрессия заставляет семью ненадолго вернуться в Аргентину, но отсутствие работы и общий упадок страны не оставляют выбора, Пьяццолла возвращаются в Америку.

Отец прививает подростку тягу к концертному исполнительству, поощряя публичные выступления, на которых юный Астор демонстрирует свои достижения. Попытки систематизировать музыкальное образование не приносят успеха, мальчик в течение года обучается у Андреаса д'Акуила владению бандонеоном, берёт уроки у Белы Вильды, венгерского пианиста (ученика Рахманинова). Возобновившаяся дружба с приятелями из неблагополучного района приводит к закономерным последствиям, Астора выгоняют из очередной школы, в тринадцатилетнем возрасте он прекращает получение классического образования. Появляется свободное время, которое юноша проводит в музыкальных клубах Гарлема, слушает джаз в исполнении Д. Эллингтона и К. Кэллоуэя, впитывает как губка новые звуки и ритмы, открывая для себя возможности аранжировки.

Карлос Гардель и бандонеонист Пьяццолла

Встреча в 1931 году с аргентинской легендой Карлосом Гарделем навсегда определила путь, которому последует Астор. Мальчик влюбился в танго. В семнадцатилетнем возрасте Пьяццолла возвращается в Аргентину. Секстет Эльвино Вардаро с оригинальным исполнением танго, услышанный по радио, вдохновляет парня развивать музыкальную карьеру в качестве бандонеониста. Благодаря случаю он попадает в знаменитый на всю страну оркестр Анибала Тройло, что даёт ему возможность выступать в самых известных концертных залах Буэнос-Айреса и совершенствовать игру на бандонеоне, обучаясь у маэстро Тройло.

Получив финансовую стабильность, Астор женится на Деде Вольф, в браке появляются дети, Диана в 1943 году и Даниэль Уго в 1945. Годы работы в коллективе Тройло помогли композитору изучить досконально стиль аргентинского танго. Встреча с Артуром Рубинштейном в 1940 году, которому Астор продемонстрировал свои произведения, привела к знакомству с аргентинским композитором Альберте Хинастере. Пьяццолла в течение 6 лет обучается у маэстро созданию композиции, всё глубже погружаясь в мир симфонической музыки и академического исполнения. В 1943 году он берёт дополнительные уроки игры на фортепиано, учителем стал Рауль Спивак, появляются первые классические произведения, положено начало первому этапу творчества.

Новые знания Астор применяет в оркестре Тройло, создавая необычные аранжировки к привычному танго. Показательный случай произошел на площадке футбольного клуба «Бока Хуниорс», где проводился очередной фестиваль танца. Исполнение оркестром Тройло традиционного танго «Inspiracion» в обработке Пьяццолла, произвело эффект разорвавшейся бомбы, танцоры и зрители разделились на два непримиримых лагеря, одни в гневе покинули площадку, другие подошли поближе послушать непривычную музыку. «Великое преобразование танго» началось, вместе с несколькими другими музыкантами Астор покидает оркестр Тройло, молодые люди создают свой коллектив «Франсиско Фиорентино и его оркестр».

Первое разочарование

Здесь он пытается реализовать своё видение исполнения танго, создаёт оригинальные аранжировки, используя сложные ритмы, необычные трактовки партий для различных инструментов и обязательное присутствие бандонеона. У коллектива музыкантов прогрессивные методы Пьяццолла вызывают негативные эмоции, обстановка накаляется и Астор вынужден покинуть оркестр для создания собственного ансамбля. Публика, десятилетиями воспитанная на танцевальном танго, не готова была принять новаторские идеи Пьяццолла, коллектив перебивался случайными заработками, и даже написание собственного танго «El Desbande» не спасало ситуации. Астор пишет музыку к фильмам, пытаясь заработать, всё больше разочаровывается в танго, и в 1949 году распускает коллектив, на долгие 10 лет забросив бандонеон и непокорный танец.

Недостаток музыкального образования подталкивает Астора к поиску новых знаний, в попытках найти свой стиль Пьяццолла сочиняет пьесы для камерного исполнения, изучает композиции Стравинского и Бартока, учится дирижировать у Эрамана Шершена, слушает джаз. Произведения Астора начала пятидесятых годов ближе к симфонической музыке, аргентинское танго практически исчезло, но уже виден уникальный стиль будущего «Великого Астора».

1953 год принёс музыканту долгожданную возможность восполнить провалы в образовании: Хинастера буквально заставил его участвовать в конкурсе молодых исполнителей, где Пьяццолла представил на суд жюри свой «Буэнос-Айрес». Произведение завоевало первый приз, и окрылённый автор исполнил его с симфоническим оркестром «Radio del Estado» под управлением Севицки и парой приглашенных бандонеонистов. Включение в академический оркестр простонародного инструмента шокировало публику, грозила повториться история с непринятым танго, но для Астора уже не имела значения обывательская косность. Уникальная манера исполнителя была признана профессиональным жюри, и в качестве дополнительного приза Пьяццолла досталась возможность обучаться композиции у знаменитого французского педагога Нади Буланже.

Летом 1954 года супруги Пьяццолла оказались в Европе, Астор с трепетом вспоминал знакомство с Надей, сравнивая её с агентом ФБР, она с удивительной проницательностью вытянула из музыканта все подробности личной жизни, карьеры и будущих планов. Необходимость выбирать одно из направлений отпала, Пьяццолла возвращается к бандонеону, пишет академическую музыку, в основе которой лежит аргентинское танго. Несколько произведений сочиняет ещё в Париже, делает студийные записи танго, в сопровождении струнного оркестра, во время записи ставит ногу на стул, закрепляя необычной позой свой, известный всему миру, сценический образ.

Создание октета

Создавая «Octeto Buenos Aires» для воплощения своих идей, Астор приглашает в коллектив джазового гитариста Орасио Малвисино, совместная работа с которым станет характерной чертой во многих составах оркестров маэстро. Звучание электрической гитары в ритмах танго стало оригинальной находкой, Пьяццолла продолжает эксперименты с аранжировками, подвергаясь нещадной критике и раздражая традиционных исполнителей. Угрозы физической расправы, отказ студий от записи и истерия газет, вынуждают его в очередной раз покинуть родину в разгар 1958 года Пьяццолла покидают Буэнос-Айрес и устремляются в Америку, Астор собирает свой первый состав квинтета, пытается объединить танго и джаз. Музыкант заводит знакомства с известными джазовыми исполнителями из команд Гленна Миллера и Тома Дорси, сотрудничает с легендарным Диззи Гиллеспи, создаёт новые аранжировки и пытается покорить публику необычными интерпретациями танго. В очередной раз артиста постигает разочарование, он явно опережает время, Америка охвачена бибопом, сложные джазовые импровизации исключают мелодию, без которой немыслимо танго Пьяццоллы. Поздней осенью 1959 умирает отец композитора Висенте Нонино. Астор создаёт памятную пьесу «Adios Nonino» и возвращается на Родину.

В 1966 г. композитор разводится с Деде Вольф. В личном плане он переживает своего рода кризис — пускается в беспорядочные связи и эксперименты с наркотиками. Однако карьерный успех Пьяццоллы растет. Он начинает сотрудничать с поэтом Орасио Феррером, вместе они создают небольшую оперу «Мария Буэнос-Айреса» и целую серию танго.

В конце 60-х Пьяццолла начинает писать музыку для гитары и знакомится к фолк-певицей Амелитой Балтар. Их творческое сотрудничество переходит в бурный роман длиною в семь лет. В 1969 г. Амелита исполняет на фестивале в аргентинской столице композицию «Balada para un loco». Эта работа, вызвав восторг у публики, занимает второе место на фестивале и приносит Пьяццолле мировой успех.

Успешно гастролируя по странам Латинской Америки, снимаясь для Итальянского телевидения, новый состав оркестра позволяет маэстро воплощать свои самые смелые мечты, но внезапное прекращение финансирования ансамбля приводит к вынужденному сокращению численности участников. Пьяццолла возвращается к привычному квинтету, карьера Амелиты устремляется ввысь, Астор откровенно ревнует её к достижениям, в отношениях зреет разлад. Возвращение домой приносит хрупкую стабильность, Пьяццолла устраивается в столичный «Колон», где регулярно выступает с концертами, создаёт музыку к кинолентам «Предпоследний» и «Джин и Поль», выпускает диск «Популярная современная музыка Буэнос-Айреса».

Летом 1972 года состоялся знаменитый «Перламутровый концерт», ставший легендой. Сложные отношения с Амелитой привели к расставанию и внезапному сердечному приступу, ненадолго приостановившему развитие творчества. Эмоции Астора опустошили душу, в попытках забыться, в 1973 году мужчина отправляется в Италию, где записывает на студии ряд произведений, среди которых впервые звучит всемирно известная композиция автора «Libertango». Там же знакомится с молодым коллективом «Conjunto Electronico», с которым экспериментирует над новыми возможностями электронной музыки.

Танго для велиончели с оркестром.

В 1978 году Астор возвращается к своему любимому составу пятерки. Коллектив теперь востребован в странах Европы, Южной Америки, даёт концерты в Японии и США, зрители с удовольствием принимают оригинальную манеру исполнения, признавая в Пьяццолла автора новой концепции. Музыкальная элита приняла Астора в свои ряды, его общества ищут признанные легенды джаза и авторитетные классические звёзды. В честь легендарного виолончелиста Мстислава Ростроповича в 1982 году Astor создает «Великое танго» для фортепиано с виолончелью.

В 1983 году произошло знаменательное событие: Пьяццолла выступил в Буэнос-Айресе со своей программой «Нуэво танго», демонстрируя у себя на Родине своё революционное танго. Астор представил публике «Концерт для бандонеона с оркестром», где солировал под аккомпанемент классического коллектива под управлением Педро Калдороне, для этого мероприятия он возродил «Conjunto 9». Но полное признание земляков пришло в 1985 году, когда Астор Пьяццолла был назван почётным жителем Буэнос-Айреса, Аргентина склонилась перед талантом маэстро.

«The New Tango Sextet»

Закат жизни Пьяццолла прошел под неумолкаемые аплодисменты публики: постоянные гастроли, бесконечные концерты с мировыми звёздами джаза, престижная премия «Сезар», боевое крещение на Бродвейской сцене и студийная работа над старыми записями. В 1987 маэстро аплодировал Нью-Йорк, в центральном парке состоялось памятное концертное выступление. Город восхищался композитором, который вырос здесь, полюбил джаз и Баха, узнал горечь поражения и всё-так сумел добиться успеха. 1988 год принёс потрясение поклонникам творчества, Астор распустил свой квинтет, записав «La Camorra», чтобы уже в начале следующего года создать свой последний коллектив «The New Tango Sextet».

Вместе с обновлённым секстетом Пьяццолла демонстрирует достижения в театре «Колон», после чего отправляется на гастроли по США, Англии, Голландии и Германии. К концу года вновь распускает группу, и до конца жизни выступает соло, в сопровождении струнных квартетов и симфонических оркестров. Великого композитора не стало 4 июля 1992 года вследствие обширного инсульта, перенесённого за два года до этого, дерзкий бунтарь так и не смог преодолеть роковые последствия болезни.

P.S. Пьяццолла — один из редких счастливчиков на музыкальном Олимпе, ему удалось при жизни сыграть практически все свои сочинения;

За свою жизнь Пьяццолла сочинил около 750 произведений: танго, сюиты, концерты для симфонического оркестра, музыку к фильмам и многие другие. /По материалам https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/astor-pyatstsolla/

Понравилась статья? Поделись!

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение