Город и всё, что его окружает.

Обновлено:
.

Тихое, зелёное место с минимальным количеством аттракционов, предназначенное для тихих прогулок. Как только попадаете сюда, вы обо всём забываете. Это другой мир, отличный от того, в котором вы ежедневно вращаетесь. В Самаре восемь парков и два сквера. Но старейшим является Струковский парк. О нём и пойдет речь.

Началу парка послужил сад на окраине леса, некогда окружавший город с северо-востока. В 1840-х годах вокруг Струковского сада была такая глушь, что на берег Волги, густо заросший кустами, однажды появился неожиданный гость – медведь, переплывший Волгу в поисках спасения от охотников в селе Рождествено. Медведь пробрался в сад, где на него была устроена шумная всенародная облава.

Предложение от которого нельзя отказаться.

Буквально через месяц Г-да Обуховы узнали, что в отношении, купленного ими массива есть определённые планы у тогдашнего губернатора. Это место предполагалось отвести для отдыха самарцев, о чём Обуховы не знали. Областные чиновники предложили Обуховым следующие варианты. Или они продают городским властям массив за ту же цену, что и купили или они найдут у них недоимки по налогам. Конечно Обуховы согласились на первый вариант. Вот так Струковский сад стал местом для отдыха и гуляний Ну хоть так!

И губернатор распорядился обратить этот сад в место общественных гуляний. Делом этим занялись в 1849 году бывший тогда в Самаре городничим Якубович и приемник его, первый Самарский полицмейстер, барон Криденер.

Открытие 2018.

Мне удалось поговорить с Людмилой. Она приехала аж с Демократической улицы:

-А почему, обязятельно сюда, ведь есть парки поближе и наверное не хуже?

Что вас привело сюда?

-Честно, не знаю.Может быть “зов крови”?

- Не понял!? О каком зове вы говорите? Вы же не родственница Маугли?

-(смеётся) Нет, конечно. Просто родители переехали со старого города сюда. И часто вспоминая свою молодость рассказавали и про бассейн и тнацплощадку.и многое другое. Мне очень захотелось пройти по “следам родителеё”.

Самарский оперный театр.

Место, где сейчас располагается площадь Куйбышева, в XIX веке было окраиной города и называлось Николаевской площадью. В 1886 году городское общество приняло решение о строительстве на этом месте большого кафедрального собора в благодарность Богу за чудесное избавление царя Александра II от смерти во время недавнего покушения на него. Государь утвердил это решение и возложил разработку проекта на профессора архитектуры Э.И.Жибера. Чтобы освободить место для строительства собора, строительный комитет стал скупать дома и дворовые усадьбы местных жителей. Начался сбор пожертвований. Городское общество выделило 15 тысяч рублей. Александр II лично внес 2 тысячи. Купцы Шихобалов и Плешанов внесли по 10 тысяч рублей. Ни один самарец не остался равнодушным к этому благородному делу, каждый внёс пожертвования по своим силам. 25 мая 1869 года, совершив молебен в Иверском монастыре, самарский епископ Герасим торжественно открыл начало строительство храма во имя Христа Спасителя. 21 августа 1871 года в Самару прибыл Император Александр II с наследником цесаревичем Александром и Великим Князем Владимиром Александровичем. Государь собственноручно положил камень в стену строящегося кафедрального собора, еще такие же два камня положили наследник и великий князь. Все дальнейшие работы по сооружению собора шли успешно. Внутреннюю отделку храма поручили городскому архитектору А.А.Щербачеву. Самарский кафедральный собор, строительство которого велось четверть века и было завершено в 1894 году, сразу же стал красой и гордостью Самары.

Это был пятиглавый храм, выдержанный в византийском стиле. Высокая 85-метровая колокольня, устремленная в небо, соединялась со зданием храма. Этот грандиозный собор являлся одним из лучших храмов Поволжья. Он вмещал одновременно 2,5 тысячи верующих. Звон его восьми, каждый весом в 250 пудов, могучих колоколов был слышен на 50 верст в округе. Территорию вокруг храма благоустроили, разбили 4 сквера, а площадь стала называться Соборной. Император Николай II , посетивший Самару 15 июля 1904 года, назвал Самарский Кафедральный собор «величайшим плодом русского благочестия». После революции 1917 года Кафедральный собор закрыли, а в 1930 году он был варварски уничтожен. Сейчас небольшой деревянный крест, недавно установленный на месте бывшего храма, напоминает людям, о величественной самарской святыне, украшавшей некогда наш город. На фундаменте самарского Кафедрального собора, из его же кирпича, в 1938 году был построен Дворец культуры. По материаоам www.taburent.ru

Отсчёт истории Самарского академического театра оперы и балета начинается с 1 июня 1931 года. Сегодня, в начале нового тысячелетия, нелегко представить себе в полной мере тогдашнюю ситуацию в Самаре – городе, население которого в начале 1930-х годов не достигло 250 тысяч человек, но значение этого события трудно переоценить. Любопытно, что из ближайших географических соседей Самары лишь в Саратове оперный театр открылся немного раньше – в 1928 году. В Горьком это произошло в 1935, в Уфе в 1938, в Казани в 1939, в Челябинске в 1955, а в Воронеже – только в 1961 году

После революции первая попытка создать оперный театр в Самаре была предпринята антрепренёром, певцом и театральным деятелем Д. Южиным. Его антреприза существовала с 1919 по 1923 год. Она работала в помещении театра-цирка «Олимп», переименованного в театр имени К. Маркса..

Талантливый музыкальный деятель Ф. Вазерский в 1924 году организовал при клубе имени Революции 1905 года капеллу, с которой осуществлял оперные постановки. В 1928 году в помещении театра имени К. Маркса с её участием была исполнена опера «Руслан и Людмила». В 1930 году Вазерский возглавил передвижную оперную труппу. В 1931 году участники капеллы и передвижной оперы – в их числе В. Барынин и А. Степнов – вошли в состав труппы Средневолжского краевого театра оперы и балета.

В год создания оперного театра в Самаре возник ещё один коллектив – театр музыкальной комедии, первым руководителем которого был Г. Раскатов. Театр, просуществовавший до Великой Отечественной войны, открылся опереттой Н. Стрельникова «Холопка». Дирижировал Б. Мерцалов, более 40 лет отдавший театральному искусству. В этом театре ставили спектакли И. Лапицкий, И. Просторов, с ним сотрудничали балетмейстеры Ф. Лопухов, П. Шаховская, Н. Данилова, работал хормейстером В. Крапивницкий. Художественное руководство театром много лет осуществлял Г. Генин. Спектакли Средневолжского краевого театра оперы и балета вначале игрались в помещении театра драмы и в «Олимпе». В октябре 1938 года театр переехал в построенный Дворец культуры имени В. Куйбышева.

Репертуар театра

.

Первым спектаклем, который показал вновь открывшийся театр, была опера Мусоргского «Борис Годунов». Выбор столь значительного произведения, конечно же, не являлся случайным: коллектив как бы предъявлял самарцам визитную карточку, доказывал свою состоятельность, способность и в дальнейшем решать самые сложные творческие задачи. Постановщик спектакля – известный режиссёр И. Лапицкий, за дирижёрским пультом стоял не менее знаменитый музыкант – талантливый дирижёр и композитор А. Эйхенвальд. Отмечали успешное исполнение Г. Серебровским заглавной партии, что уже само по себе немаловажно: если в спектакле нет Бориса, о каком-либо успехе постановки этой оперы говорить не приходится.

В афише первого сезона значились также «Евгений Онегин», «Князь Игорь», «Садко», «Снегурочка», «Царская невеста», «Пиковая дама», «Севильский цирюльник», «Травиата», «Риголетто», «Аида», «Кармен». Перечень спектаклей впечатляет разнообразием названий, предполагающих достаточно интенсивный рабочий ритм труппы и свидетельствующий о том, что с самого начала она была неплохо укомплектована.

Среди находок театра «Женитьба» Мусоргского – мягкий, ироничный спектакль со множеством актёрских удач. В роли Агафьи Тихоновны блеснула О. Петрусенко. Эта выдающаяся певица с уникальным по красоте и диапазону голосом, впоследствии народная артистка Украины, начинала свою карьеру в Самарском театре, исполнив в течение нескольких сезонов разнообразные партии, в том числе Виолетту и Кармен. В 1930-е годы в театре работало немало первоклассных солистов. Здесь впервые вышла на сцену Н. Шпиллер, пели В. Прокошев, Л. Ктиторов, ставшие впоследствии солистами Большого театра.

С обретением стационара у театра появились новые возможности. В сезоне 1938–1939 годов были поставлены «Иван Сусанин», «Ромео и Джульетта» Гуно, «Трубадур». К этому времени сформировался интересный творческий коллектив. Художественным руководителем был И. Просторов, дирижёрами Г. Столяров, А. Пазовский, Ю. Оленин. В репертуаре значились «Снегурочка», «Майская ночь», «Царская невеста», «Мазепа», «Пиковая дама», «Аида», «Травиата», «Риголетто», «Чио-Чио-Сан», «Севильский цирюльник». К 100-летию со дня смерти А. Пушкина были поставлены «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Дубровский» Э. Направника.

Война и реконструкция театра

Особая глава в истории театра – годы Великой Отечественной войны. В октябре 1941 года в наш город был эвакуирован Большой театр, который в течение почти двух лет работал в помещении Дворца культуры имени Куйбышева. В связи с этим в деятельности местного театра и в его структуре произошли существенные изменения. Оперно-балетная труппа была объединена с театром музыкальной комедии. Вновь созданный театр получил название Куйбышевского театра оперы, балета и музыкальной комедии. В таком качестве он просуществовал до 1949 года. Основу репертуара в военные годы составляли камерные оперы, оперетты и музыкальные комедии.

В послевоенные годы после реорганизации и восстановления прежнего профиля театра его оперная труппа пополнилась новыми исполнителями. Началось формирование репертуара, в котором преобладали классические произведения. В 1948 и 1951 годах театр дважды обращался к «Князю Игорю». Яркими страницами в биографии театра стали вердиевские «Отелло» (1950 год, дирижёр Г. Рисман, режиссёр А. Азрикан, художник В. Людмилин) и «Бал-маскарад» (1952 год, дирижёр Д. Карасик, режиссёр А. Пикар, художник А. Сальман), ставшие звёздными для А. Дольского. Его Отелло, вошедший в историю театра как выдающееся вокально-сценическое создание, производил неизгладимое впечатление на слушателей.

В марте 1999 года в театре состоялась мировая премьера новой оперы С. Слонимского «Видения Иоанна Грозного», постановку которой осуществили музыкальный руководитель и дирижёр М. Ростропович, режиссёр М. Стуруа и художник А. Месхишвили. Эта работа стала событием в творческой биографии театра, приближающегося к своему семидесятилетнему юбилею, и стала визитной карточкой коллектива в преддверии нового тысячелетия.

Театр успешно использовал принятую во всём мире практику привлечения известных мастеров: дирижёров, постановщиков, сценографов. Это дало ощутимые результаты. Именно с участием таких мастеров было создано несколько постановок. украсивших репертуар театра в начале 2000-х годов. В их числе опера П. Чайковского «Чародейка». Её постановку осуществили дирижёр Национальной оперы Украины народный артист Украины Иван Гамкало, режиссёр Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Людмила Налетова и главный художник столичного театра «Эрмитаж» Татьяна Спасоломская.

В 2006 году театр был закрыт на капитальный ремонт. В связи с этим у театра не сложился успешно развивавшийся творческий контакт с недавно назначенным на пост главного дирижёра В. Рыловым. В эти годы труппа работала на различных клубных площадках, мало приспособленных для показа масштабных музыкальных спектаклей. К постановке спектаклей привлекались молодые режиссёры. Так в репертуаре появились «Евгений Онегин», «реформированный» выпускником ГИТИСа В. Каппом, который решил кое в чём «подправить» Пушкина и Чайковского, «Риголетто», представленный опытным московским режиссёром М. Кисляровым в ракурсе постмодерна, а также «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини в постановке москвички Е. Александровой-Перельман.

Обновлённым после реконструкции театр предстал зрителям в сентябре 2010 года. Его зрительный зал и сцена преобразились до неузнаваемости.. Теперь в зале классическое обустройство: партер и три яруса. Появился и традиционный атрибут интерьера – центральная «царская» ложа. Зрительный зал стал выше на восемь, а сцена – на двенадцать метров. Обновлённый театр принял именитых гостей из Санкт-Петербурга во главе с маэстро Валерием Гергиевым, которые первыми выступили в новом зале. Здесь прошёл третий музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу». Состоялись премьеры оперы А. Бородина «Князь Игорь» и двух балетов: «Спящая красавица» и «Анюта».

Самарский Академический театр им. Горького.

В Самаре появился профессиональный постоянный театр. в 1851 г И первом сезоне показал самарской публике комедию Н. Гоголя "Ревизор". Действие происходило в доме купца Лебедева, но вскоре особняк сгорел. И в 1855 г. у театра появилось здание в районе Хлебной площади.

1886 год: Решено перестроить новый каменный театр по проекту архитектора М. Чичагова, строившего в Москве театр Корша (филиал МХАТ).

1888 год: Открылся занавес камерного театра на берегу Волги. Это здание театра в условно-русском стиле украшает Самару и по сей день.

1917 год: Через две недели после Октябрьской революции по указу, подписанному Лениным, театры стали национальным достоянием.”

Наверное, правильно будет сказать, что это моя мама привила мне интерес к театру. На улице Советской ( в Сызрани, где я родился) был летний кинотеатр, и вот там проходили спектакли театров, приезжающих к нам на гастроли. Помню и название то ли оперы, то ли оперетты “Запорожец за Дунаем”.Не скажу, что я всегда получал удовольствие. В нашей школе, когда я учился в десятом классе, появился артист из Сызранского драмтеатра и предложил всем желающим записаться в драмкружок. Я был среди первых. Уже не помню название пьесы, но роль у меня была одна из главных.

“1931 год: Театр переживает период нестабильности. Часто меняются режиссеры, актеры тоже подолгу не задерживаются. Весной этого года трое молодых актеров Ленинградского академического театра драмы - В. Меркурьев, Н. Симонов и Ю. Толубеев - подали заявления об уходе, и оказалась на родине Симонова - в Самаре. Это позже их имена станут всенародно известны, а тогда это были просто молодые талантливые актеры, желающие создать свой театр, сделать его одним из лучших в стране. Особую роль в становлении Самарской драмы сыграл Симонов. Он проявил себя как незаурядный организатор и педагог, режиссер и художник. И, конечно, актер. Три сезона (1931-1934 гг.) Н. Симонов определял творческую жизнь театра. "Ленинградский период" не прошел бесследно для самарского театра: он обрёл уверенность, творчески возмужал.

1959 год: Постановка "Дела Артамоновых" (режиссёр П. Монастырский) принесла театру успех на гастролях в Москве. П. Монастырского назначают на должность главного режиссёра. Исполнители главных ролей Н. Засухин и М. Лазарев, были ещё молодыми и не очень известными актерами, а когда в декабре театр играл "Дело Артамоновых" на сцене Кремлевского театра, зрительный зал взрывался криками: "Браво, Засухин! Браво, Лазарев!". Но были и другие замечательные работы - Н. Кузьмина, В. Красевой, С. Пономарёва, В. Круткова, Л. Ливановой, В. Михайлова, К. Девяткина, А. Чурсанова.”

Начиная с 1960 г. я уже находился в Самаре, начиная с 1963 года, работая на заводе, стал посещать народный театр “Родина”. Драмкружки в то время стали так называться. Для меня это было замечательное время. Всех спектаклей не упомню. “Оптимистическая трагедия” Всеволода Вишневского, “На всякого мудреца довольно простоты” А.Н.Островского, “Доктор Вера” Б.Н.Полевого. Были выездные спектакли.

“1972 год: Главным событием этого года стала премьера спектакля "Миндаугас, король и человек" Ю. Марцинкявичуса (режиссер А. Головин). Спектакль стал одним из победителей Всероссийского фестиваля, посвященного 50-летию образования СССР".

1976 год: В спектакле "Старомодная комедия" по пьесе А. Арбузова (режиссёр М. Карпушкин) сюжет поздней любви сыгран В. Ершовой (С. Боголюбовой) и М. Лазаревым (А. Бибе) как "осенний романс". Спектакль жил долго и счастливо. Театральная легенда сохранила мнение, что наш спектакль был теплее и одухотворённее всех столичных постановок. Ему принадлежит своеобразный рекорд. Семь раз по просьбам телезрителей его показывали по Центральному телевидению.

В афише московских гастролей в этом году: "Гамлет" У. Шекспира, "Зыковы" М. Горького, "Протокол одного заседания" А. Гельмана, "Старомодная комедия" А. Арбузова, "Левша" по Н. Лескову, "Проделки Ханумы" А. Цагарели... Открывала гастроли "Золотая карета" Л. Леонова. В "Советской культуре" писали о театре, как об "одном лучших коллективов страны", и о режиссёре П. Монастырском, "с именем которого связаны художественное своеобразие и высокая

Начиная с 1970 г. по 1990 г. я сравнительно часто посещал театр. Мне нравился и выбор тем и сама постановка спектаклей П.Монастырским. Но определяющим или главным было то, верю я в то, что происходит на сцене или я чувствую фальшь. И, если я в течении всего спектакля “чувствую стул под собой” как говорил один известный театральный критик, то спектакль так себе. Ближе к 90 годам я это почувствовал на свой шкуре.

“2000 год: Состоялась премьера "Венецианских близнецов" К. Гольдони. На постановку итальянской комедии дель арте приглашён режиссёр - итальянец П. Ланди. Декорация и костюмы в стиле эпохи заказаны его соотечественнику художнику С. Миньеко. В спектакле занята почти вся молодёжь труппы. Близнецов играют А. Амелин и А. Аверьянов, классического злодея Панкрацио - С. Кагаков и В. Малинин.

"Старосветская любовь", участвует в театральном фестивале камерных спектаклей в Петрозаводске, а в июне спектакль "О мышах и людях" участвует в международном театральном фестивале "Гостиный двор" в Оренбурге. В июне состоялось первое представление спектакля "Душечка" по мотивам одноимённого рассказа А. П. Чехова. Постановку осуществил В. Гвоздков в соавторстве с известным режиссёром из Санкт-Петербурга Г. Васильевым.

В октябре "Король. Дама. Валет" показан в Санкт-Петербурге в программе Десятого международного театрального фестиваля "Балтийский дом".”

Самарские кинотеатры.

Популярный в России столичный журнал о кино «Сине-Фото» отмечал на своих страницах в сентябре 1910 года: «Бесподобная Самара… На главной улице города (Дворянской) уже с пяти часов блестят яркие, манящие огни сконцентрировавшихся здесь пяти шикарных кинотеатров. Почти в середине улицы, в нескольких шагах друг от друга расположились биоскопы «Модерн» господина Баркова, «Бомонд-Иллюзия» господина Люриса, синематографы «Одеон» и «Унион», а также недавно открывшийся электротеатр «Триумф», принадлежащий двум владельцам – господам Ромашову и Чернову. «Триумф», возникший на развалинах старого электротеатра «Аполло», является самым вместительным в городе. Большой зрительный зал отделан в спокойном стиле «электрик», очень широкий и имеет два выхода в противоположные стороны. Экран оригинально белеет из глубины, благодаря особенной окраске рамки. Для музыкальных импровизаций под картины в «Триумф» приглашен талантливый пианист Ланге, а в фойе играет оркестр» После первой знаменитой демонстрации картин братьями Луи и Огюстом Люмьер 28 декабря 1895 года в Большом кафе на бульваре Капуцинов в Париже прошло меньше трех лет. 26 мая 1898 года состоялась первая премьера синематографа в Самаре.

В «Самарской газете» за 27 мая было помещено объявление о том, что в этот день «состоится сеанс синематографа, единственного в мире аппарата движущейся, живой фотографии настоящего Люмьера. Аппарат приводится в движение посредством электричества». Демонстрация первых картин «Дуэль», «Драка женщин», «Торжество коронования государя императора Николая II» проходила с 26 мая по 7 июня 1898 года в помещении собрания служащих на углу улиц Почтовой (ул. Шостаковича) и Саратовской (ул. Фрунзе). Параллельно с показом картин в собрании служащих синематограф Люмьера был включен в программу общественных гуляний в Струковском саду 2 июня, на долю которого, по замечанию «Самарской газеты», «выпал небывалый успех.

В период с 1898 по 1907 годы сеансы синематографа в Самаре проводились в городском театре, в зимнем театре, ресторанах, общественных и правительственных зданиях, и, конечно, в Струковском саду. Рекламой и «отчетами» о проведении сеансов пестрили все самарские газеты. Например, в «Самарской газете» за 20 мая 1904 года была помещена реклама о предстоящем приезде в город синематографа Люмьера. В объявлении говорилось, что непременно будут показаны два отделения художественной.

Первое постоянное «каменное с железной крышей» помещение под биоскоп «Экспресс», по данным некоторых дел Центрального государственного архива Самарской области, было построено в Струковском саду неким К. В. Бремером в 1907 году. После скоропостижной смерти Бремера здание сдавалось под биоскоп братьям Дубининым и Берлину. Однако биоскоп в саду разорился из-за невиданной конкурентной борьбы с «плавучим» электротеатром дворянина Михаила Троицкого, баржа которого была пришвартована у Алексеевского (Красноармейского) спуска. Электротеатр Троицкого являлся первым в Империи кинотеатром на воде. В дальнейшем биоскоп Струковского сада бесплатно сдавался обществу народных университетов под демонстрацию просветительских картин.

Декабрь 1907 года подарил городу еще четыре биоскопа. 6 декабря 1907 года газета «Волжское слово» сообщала о вновь открывшемся первоклассном театре «Гранд-Электро» в доме С. А. Филимонова на углу улиц Москательной (ул. Л. Толстого) и Сокольничьей (ул. Ленинская) напротив Пушкинского народного дома. Владельцем выступил сам купец и известнейший в городе домовладелец Степан Акимович Филимонов. 9 декабря 1907 года на углу улиц Соборной (ул. Молодогвардейская) и Москательной (ул. Л. Толстого) в доме Портнова открылся «Хроно-синематограф». 16 декабря 1907 года на углу Саратовской (ул. Фрунзе) и Заводской (ул. Венцека) в доме купца Летягина открылся театр «Модерн». 28 декабря 1907 года на улице Предтеченской в доме Ратнера открылся биоскоп «Комета». Период с 1909 по 1915 годы можно считать временем бурного роста числа самарских кинотеатров. К 1913 году их насчитывалось уже 34 при общем населении города – 170 000 жителей. Фильмы выписывались из Москвы либо поступали из местных отделений столичной фирмы братьев Пате (позже контору Пате в Самаре возглавил И. Н. Ермольев), самарской конторы компании «Синематограф», отделения прокатной фирмы Ханжонкова, а также из самарской технической и водопроводной конторы братьев Клодт. Прокат кинолент стоил в районе 10 копеек за метр.

В 1909 году открылся шикарный синематограф «Модерн» на улице Дворянской (ул. Куйбышева), который сразу затмил все остальные театры. Известный самарский краевед и архивный работник А. А. Буданова еще в начале 90-х годов XX века обнаружила замечательное описание биоскопа «Модерн» в журнале «Сине-Фото» за февраль 1910 года, сделанное волжским корреспондентом: «В этой житнице Волги кинематографы поставлены довольно широко в качественном отношении. Лучший театр – «Модерн», славящийся по всей нижней Волге, принадлежит господину Ф. С. Баркову и помещается в центре города в прекрасно отделанном здании. Рассчитан на 250 – 300 мест со всеми удобствами. Картины ставятся вторым экраном после Москвы. Господин Барков относится весьма заботливо и любовно к своему детищу и пользуется поэтому большими симпатиями публики. Дела здесь очень хороши». В этом же году начали свою работу на Дворянской улице синематографы «Аполло» хозяина кондитерской фабрики господина Мецлера, «Бомонд-Иллюзия» господина Люриса и «Одеон» господина Назарова.

По материалам www.kraecham.livejornal.com

Вернёмся в настящее время. Сейчас в Самаре насчитывается около 23 кинотеатров с 57 залами.

И полседнее новшество в мире кинобизнеса это мягкие кинотеатры. Что же это такое?

Во-ервых, мягкие кресла, на которых можно расположиться с комфортом. Управляемые мягкие кресла, с выдвигающейся подставкой для ног, находятся в каждом зале. . Расстояние между рядами увеличено, а значит затекшие ноги — уже не актуальная проблема. /p>

И во-вторых акустическое решение залов, рассчитанное по специальному проекту и отличный звук, обеспечивает эффект присутствия. Экраны имеют перфорацию разного диаметра, что позволяет устанавливать громкоговорители за экраном. Такая микроперфорация предоставляет наилучшее качество восприятия изображения даже в малых кинозалах.

Самарская филармония.

Моя любовь к музыке началась в детские годы и прошла , что называется проверку временем. Как командировочный, я проехал все крупные города бывшего СССР и во многих из них были и читальные залы и филармонии. А моя работа заключалась в про талкивании отгрузки деталий, узлов, агрегатов. Свободного времени было предостаточно. Филармонии посещал всегда,если они были в городе, куда я был командирован. Поэтому хочу немного рассказать о Самарской филармонии, где мы с женой иногда бываем по четыре раза в месяц.

Прежде чем рассказывать дальше, я хочу, что бы вы послушали итальянского скрипача и композитора семнадцатого столетия Джузеппе Тартини. О нём было сложено немало легенд, Кстати, он сам способствовал этому, рассказывая о том, что ему приснился сон, в котором сам Сатана исполнил для него сонату. “Соната Дьявола” или “Дьявольские трели” написана в соль миноре и состоит из трёх частей. И звучит она в стенах Самарской филармонии.

Музыкальная жизни Самары совпало с началом века. В 1900 году в городе открылось отделение Императорского Русского музыкального общества, председателем и покровителем стал губернатор А.С. Брянчанинов А в 1902 году в Самаре появились музыкальные классы, преобразованные в 1909 году в музыкальное училище. И только 1907 год можно считать отправной точкой истории Самарской филармонии. В декабре на углу улиц Саратовской и Москательной (ныне — Фрунзе и Льва Толстого) открылся театр-цирк «Олимп». Здание «Олимпа» было построено по проекту архитектора П.В. Шаманского. Предназначалось и под цирковые представления, и под музыкальные концерты. Самым памятным стало выступление в октябре 1909 года великого русского певца Федора Шаляпина, который приехал в Самару спустя 18 лет после его последнего визита в родительский дом. Зал был забит битком. Легендарный певец исполнил русские народные песни, романсы. Успех был оглушительным.

Еще одним памятным событием стало выступление 7 мая 1910 года в концертном зале театра «Олимп» симфонического оркестра под управлением Сергея Кусевицкого при участии композитора Александра Скрябина. В программе было исполнение произведений Римского-Корсакова, Скрябина, Танеева, Чайковского. В фойе продавались недорогие карманные партитуры.

Самарская филармония в первые годы своего существования.

После Октябрьской революции 1917 года «Олимп» переименовывается в театр им. К. Маркса. На его сцене в течение четырех лет (с 1919 по 1923 год) ставит спектакли и дает концерты оперная труппа антрепризы Д. Южина. В ней заняты знаменитые певцы Григорий и Александр Пироговы, Глафира Жуковская (будущая прима Большого театра). В репертуаре: «Травиата», «Кармен», «Евгений Онегин», «Фауст», «Искатели жемчуга», «Нерон», «Пророк», «Князь Игорь», «Хованщина», «Борис Годунов». Со смертью Южина труппа распалась, зал театра им. К. Маркса стал переходить из рук в руки, превратившись в общедоступный кинотеатр, каких было немало.

1940 год. Страна готовится к 100-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Для Куйбышева (Самары) приближающаяся дата имела особое значение. Здесь не было концертной организации, которой отпраздновать такое событие было бы по плечу, — филармонии. Для проведения симфонических концертов собирали музыкантов по всему городу. Общественность бьет в колокола, настаивает: городу необходим постоянный симфонический оркестр. В юбилейный для Чайковского год голос общественности был услышан И 1940 года стал второй точкой отсчёта биография Куйбышевской филармонии.

В филармонии исполняется цикл скрябинских концертов, идут декады советской музыки, летние праздники музыки и эстрады, проходят творческие отчеты местных композиторов, гастроли М. Рейзена, А. Софроницкого и других выдающихся исполнителей.

В годы Великой Отечественной войны Куйбышев становится музыкальной столицей страны. В ноябре 1941 года филармония лишилась своего здания, которое было передано недавно организованному театру оперетты. А осенью 1942 года была эвакуирована из Москвы труппа Большого театра. Ей передали здание местного оперного театра, а его коллектив переехал в здание филармонии под названием «передвижного театра оперы». Тем не менее масштаб концертной деятельности филармонии рос от месяца к месяцу. Появились новые слушатели — эвакуированные из разных городов страны. В филармонии проходили концерты солистов и оркестра Большого театра, авторские вечера советских композиторов, многие из которых жили и работали в это время в Самаре. Среди них — Дмитрий Шостакович, Юлиан Крейн. На сцене филармонии давали вечера камерной музыки самарские музыканты, выступали артисты Театра эстрады и миниатюр, реорганизованного из бывшего Ростовского...

Так выглядит сегодня Самарская филармония.

Но вот вернулся в Москву Большой театр. Уехали из Самары многие видные музыканты и артисты, директора А.К. Щепалина перевели на работу в столицу. И все-таки куйбышевским музыкантам в тяжелом 1943 году удалось открыть в филармонии свой симфонический сезон. В программе: Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», «Вариации на тему рококо», фрагменты из опер «Пиковая дама» и «Черевички», «Итальянское каприччио». Дирижирует Антон Эйхенвальд. Мягкий, деликатный, интеллигентный человек, он казался воплощением образа русского интеллигента конца XIX века. Мать Эйхенвальда в свое время была арфисткой в оркестрах, исполнявших музыку Чайковского к балетам.

Первые мирные сезоны в жизни филармонии были очень трудными. Город еще жил впечатлениями от спектаклей и концертов артистов Большого театра, лучших столичных исполнителей Но все меняется, изменился и облик Самарской филармонии. Конечно посещение концертов классической музыки – дорогое удовольствие. Но мировая практика выработала удобную форму посещения концертов по абонементам. Слушатели приобретают места в концертном зале задолго до наступления нового концертного сезона. В Самаре в кассах филармонии по адресу ул. Фрунзе, 141 или на официальном сайте. В абонемент входит от 3 до 5 концертов. Начало вечерних сеансов в 18:30, а в выходные и праздничные дни в 11:00,14:00.

По материалам gubernya63.ru

Это бессертный Антонио вивальди.Аранжировка - Дмитрий Метлицкий. Оркестр "DM-Orchestra" Классическая музыка! А.Вивальди - Шторм (Времена года) Arranger - Dmitry Metlitsky

Понравилась статья? Поделись!

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение